ВТУЗГОРОДКА
ДО
на восток
рос
город
постепенно
Город рос на восток постепенно. Восточная граница Екатеринбургской крепости примерно соответствовала современной улице Толмачева, но уже в 1730-е годы за крепостной стеной появилось несколько слобод, сформировавших собой Генеральскую улицу (современную улицу Карла Либкнехта).
С середины XVIII века постепенно формируется Сибирский тракт. Он пересекал весь город и устремлялся на юго-восток. А после нахождения золота в верховьях р. Березовой началась разработка Березовских золотых месторождений, — так появился Березовский тракт. Территория современного Втузгородка формально находится как раз между этими двумя трактами.
Тракты
Восточная часть города на генплане Екатеринбурга. 1820-е гг. Из фондов ГАСО
К 1774 году восточная граница города вновь сдвигается в связи со строительством новой крепости и достигает улицы Верхне-Вознесенской (ныне — ул. Тургенева). А затем еще раз — с присвоением Екатеринбургу в 1781 году статуса города. По генплану 1845 года его граница стала проходить вдоль улицы Бульварной (ныне — ул. Восточная).
В 1821 году Екатеринбургская управа отвела участок под лютеранское (в просторечье — Немецкое) кладбище. Оно было расположено в городском выгоне по левую сторону дороги, ведущей в Березовский завод. В 1890 году ксендзу Иосифу Вериго удалось отстоять право католиков на собственный участок на нем. Лютеранское и католическое кладбище было огорожено забором из красного кирпича с двумя воротами, между которыми стоял дом смотрителя. Среди благотворителей кладбища можно выделить семейство Филитц — известных в городе производителей пива.
В 1846 году городская управа в ответ на просьбу нижних чинов из евреев Оренбургского линейного батальона разрешила организовать справа от Немецкого Еврейское кладбище. В 1889 году Екатеринбургская дума разрешила Еврейскому обществу заменить деревянную ограду каменной и построить каменное здание, что и было выполнено на деньги семьи Хотимских, о чём гласила памятная табличка на воротах кладбища. Из известных содержателей Еврейского кладбища можно выделить фабриканта Перетц и торговца Кроль. История Еврейского и Немецкого кладбищ была прервана во второй половине ХХ века: в октябре 1955 года оба кладбища были закрыты, а в 1974 году принято решение о разбивке на их территории парка Блюхера. В начале 1980-х годов кладбища были уничтожены.
Каменное здание на территории еврейского кладбища. 1990-е гг. Из фондов Музея истории Екатеринбурга
Кладбища
Восточная часть Екатеринбурга на плане 1910 г. Из фондов ГАСО
В середине ХХ века свердловский горсовет перестал следить за состоянием Михайловского кладбища: старые деревья не убирались, дорожки не чистились, прекратилась торговля ритуальными товарами.
Михайловское (Новое) кладбище было «заложено» в план города в 1842 году и открыто в 1865 году. Первоначальная площадь кладбища составляла 22 500 квадратных саженей, обнесенных деревянной оградой. Погост был организован на деньги А. А. Волкова, А. А. Шанцилло и золотопромышленника Конюхова. Название «Михайловское» было дано кладбищу в честь екатеринбургского купца Федора Алексеевича Михайлова, пожертвовавшего в 1885 году 800 из 12 тысяч рублей, необходимых для постройки кладбищенской церкви. Волков и Михайлов были старостами прихода Екатерининского собора.
Город-сад
Английский ученый Эбенизер Говард в 1898 году написал книгу «Города-сады будущего». В ней он размышлял о том, как должен быть устроен город будущего, где люди могут жить в гармонии с природой. Он предлагал отказаться от общепринятой практики расселения людей в городах рядом с промышленными объектами.
Альтернативой он считал строительство небольших поселков, состоящих из малоэтажных домов, расположенных на расстоянии друг от друга и окруженных зеленью. Идеи Говарда обрели популярность в перенаселенных городах Европы. Ими были вдохновлены города-сады Лечворт в Англии и Хелларау в Германии. Постепенно мода на города-сады настигла и Россию.
Усадьба Горного института на фрагменте плана Екатеринбурга 1910-х гг.
Проект не был реализован: за Первой мировой войной последовала революция, затем Гражданская война. Однако в некоторой степени программные положения идеи города-сада вдохновили проектные решения социалистических городов, где значимая роль отводилась созданию зеленых зон, скверов и парков.
Проект города-сада был рассчитан на расселение 30 тысяч человек в усадьбах, площадь которых составляла 300 квадратных саженей (1370 квадратных метров). Помимо жилья в новом городе предполагалось обустроить большой общественный сад, храмы, театр, музей, рынок, цветники, площадки для игр, летний театр, ресторан, молочную ферму, зоосад и даже выставочные павильоны.
Проводником этих идей на Урале стал горный инженер Александр Николаевич Кузнецов. Он переехал в Екатеринбург в 1915 году. В это время город готовился к большой стройке: на его восточной окраине должен был вырасти Горный институт. Кузнецов разработал план жилой застройки в развитие территории кампуса.
Из материалов брошюры М. Л. Стельмахович «Путеводитель по коллекционному участку декоративной растительности Уральской опытной станции зеленого строительства Академии коммунального хозяйства» (1940)
В 1934 году на небольшой территории к северу от стройплощадки Уральского политехнического института была организована Опытная станция зеленого строительства.
Опытная станция
В 1931 году в Екатеринбург прибыли два опытных дендролога: выпускница лесного факультета Казанского государственного университета и основательница казанского дендрария Мария Леонтьевна Стельмахович и аспирант Казанского лесного института Диомид Васильевич Николаев.
Оба сразу подключились к работе Свердловского института леса и Треста зеленого строительства. Нет ни одного объекта озеленения Свердловска того времени, где бы они не принимали участия: питомник Лесотехнического института, ЦПКиО, Уралмаш, городские парки, Ботанический сад и т. д. И все же самый весомый их вклад — организация Опытной станции зеленого строительства.
Станция открылась в одном из излюбленных мест отдыха горожан — Зеленой роще, представлявшей собой широкую поляну посреди соснового леса. Помимо прочего, здесь решают организовать питомник и учебно-практическую базу для Уральского лесотехнического института.
Усилиями Марии Стельмахович создается научно-исследовательская опытная станция Академии коммунального хозяйства. За пять лет территория станции разрослась с 0,5 до 4 га, были внедрены 160 наименований деревьев и кустарников, налажена кооперация с многочисленными садами и питомниками в Союзе.
В 1945 году Уральская станция была принята на баланс городского отдела зеленого строительства и превращена в парк-выставку. Проект обновления ее территории подготовили архитектор Моисей Рейшер и инженеры зеленого строительства Леонтьев и Степанова. Так началась новая веха в истории парка.
зеленого строительства
Михайловская нахаловка. 1920-е гг. Из фондов Музея истории Екатеринбурга
В дореволюционную пору восточная граница города осваивалась незарегистрированными жителями, возводившими жилье без дозволения властей. Так в этой части Екатеринбурга сложились «нахаловки» — поселки из нескольких десятков землянок и даже времянок из строительного мусора и другого подручного материала. В Свердловске 1920-х годов были известны три крупные нахаловки: Московская находилась западнее ул. Московской, Горнозаводская — между вокзалом и современным Уралмашем, Михайловская — у Михайловского кладбища.
Нахаловки
В 1928 году городские власти объявили нахаловкам войну, кульминацией которой стал их массовый снос. В газете «На смену» сообщалось:
«Всего намечено снести 34 землянки. Выселяемым жителям будут предоставлены участки для застройки в других районах города. Чтобы устранить в дальнейшем возникновение новых „нахаловок“, президиум Горсовета поручил особой тройке вести наблюдение за правильной застройкой окрестностей Свердловска. Для этой цели будут организованы специальные милицейские посты…»
Андрей Петрович Глинский
В 1920-е годы в городе Свердловске, ставшем столицей огромной Уральской области, развернулось бурное капитальное строительство. Кадровое же обеспечение «великой стройки» нельзя было назвать достаточным: инженеры, техники, архитекторы были в городе в большом дефиците.
Опытстрой
Весьма удачно в это время на Урале оказался инженер Андрей Петрович Глинский. Некоторое время он работал консультантом Уралплана по вопросам жилищного и коммунального строительства, а в 1927 году принялся решать задачи «технической реконструкции уральского строительства» на практике.
Для развития методов массового фабричного строительства зданий и элементов он организует Уральскую опытную станцию рационального строительства. Ее целью было доказать, что строить надо по-новому — с применением передовых строительных материалов, технологий и механизмов, которые позволят минимизировать применение примитивного ручного труда.
Сотрудники Опытной станции изучили иностранный опыт, ресурсную базу местных стройматериалов и предложили свой проект диверсификации строительной отрасли Урала. Большинство теоретических тезисов было изложено А. П. Глинским в издании «Вопросы реконструкции строительства» в 1929 году.
Первые достижения принесли признание научно-исследовательской организации Глинского: станция была реорганизована в Уральский научно-экспериментальный институт сооружений.
Доказывая практическую ценность своих идей, А. П. Глинский организовал на территории Втузгородка опытное строительство в квартале улиц Первомайской, Генеральской и проспекта Ленина, где зимой 1930 года был выстроен Опытный дом № 6 (ул. Генеральская, 15) из 770 теплобетонных блоков, производство которых было налажено на расположенном неподалеку специализированном бетонном заводе. Строительство Опытного дома велось при морозах до -40°, без лесов, при помощи крана «Кайзер» грузоподъемностью до 5 тонн. По сути, это было первое крупноблочное здание Свердловска и, возможно, всего Урала.
Опытный дом № 6. Нач. 1930-х г. Из фондов ГАСО
Made on
Tilda